2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2005Статьи
Птица на войне. Грузинское кино "про любовь" на "Киношоке".

Птица на войне. Грузинское кино "про любовь" на "Киношоке".

15 Сентября 2005

Самая большая делегация кинематографистов на "Киношоке" - из Грузии. Они даже предлагали переименовать XIV Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии в фестиваль Грузии и стран СНГ.

 Идея, конечно, не прошла. Но фильмы, которые они привезли в Анапу, без пристального внимания, а то и призов явно не останутся: все хорошо помнят великий грузинский национальный кинематограф. Точнее, каким он был. Помнят и то, как на "Грузии-фильме" картины стали сниматься по десять-двенадцать лет - время уходило, актеры старели, конца съемкам не предвиделось: двенадцать картин было запущено, ни одна не закончена. И все с интересом сейчас наблюдают, как грузинское кино начинает подавать признаки выздоровления.

Название фильма "Прогулка в Карабах" Левана Тутберидзе (режиссера, продюсера, призера международных кинофестивалей), открывавшего конкурсную программу "Киношока", настраивало на политический лад. Тбилиси начала 90-х годов, гражданская война. Здесь надо оговориться, что это кино, полностью снятое на частные деньги: из 900 тысяч долларов, затраченных на фильм (огромной для Грузии суммы), ни одного государственного доллара нет. "Прогулку в Карабах" финансировали молодые ребята, которые сами тогда воевали. В какое кино они вложили свои деньги?

Прежде всего в кино, где действительно война - лишь общий фон истории человека из того поколения, которое войну проиграло и теперь не находит себе места. На чужом горе - наблюдая за конфликтом в Карабахе - он понимает, что хорошо себя чувствует только в незнакомом месте. Ведь дома он не смог защитить даже свою любовь - влюбился в девушку не из своего круга, родные воспрепятствовали их отношениям, девушка после разговора с его родственниками ушла... А он ее любит больше жизни, а она сделала аборт. И теперь его собственная недееспособность выливается в протест ко всему - к отцу, друзьям, себе...

Половина крупных планов фильма снята в легковой машине. Герой с другом едут на границу с Азербайджаном за наркотиками. Он не наркоман - просто не смог отказать другу плюс захотел вырваться за пределы своего мира, поискать себя, свое я на чужой стороне. Но ночью они сбиваются с дороги, случайно попадают в Карабах и оказываются в эпицентре армяно-азербайджанского конфликта. Попадают в плен сначала к азербайджанцам, потом к армянам, у одних они сначала враги, потом братья, у других - сначала братья, потом враги... Но кино, как оказалось, не про войну - про любовь. И про то, как время влияет на судьбы даже самых аполитичных людей. И как просто в нашей жизни, оказывается, повернув не в ту сторону, увидеть, что люди совершенно озверели.

 Самые поучительные сцены картины - кадры, как грузины выходят из себя. Там, где другой давно бы бился в истерике (их взяли в плен, избили, отобрали машину, деньги, завтра вообще сдуру могут расстрелять), они как-то так флегматично, неторопливо и очень по делу возмущаются, заставляя любоваться собой даже в самых пограничных и критических ситуациях. "Так у вас тоже стреляют?" - "Да". - "Значит, у вас тоже кого-то не любят"... Перестрелки и драки чередуются с философскими размышлениями, и центральная - о том, что одному быть иногда не просто полезно, а жизненно необходимо. "Прогулка в Карабах" - фильм с большой кавказской мудростью: не надо биться, когда незачем биться, с рефреном из Шекспира: "Распалась связь времен, и брат пошел на брата". И с убедительной демонстрацией алогичности происходящего: вчера человеку оторвали ухо, назавтра стали ему родными, а послезавтра он, рискуя жизнью, сам повез им павлина в подарок - обещал, слово дал... И эта красивая и фантастически нелепая на войне птица, с живописно развевающимся хвостом в последнем кадре фильма, становится, пожалуй, самым запоминающимся символом абсурдности всех происходящих войн и межнациональных конфликтов.


Ирина Корнеева



Вернуться к списку