2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяПресс-центрСтатьи
Каким ты был, таким ты и остался?

Каким ты был, таким ты и остался?

17 Сентября 2009

Фестиваль, что невообразимо печально было наблюдать во время прохода его участников к летней эстраде Анапы для церемонии открытия, потерял один из своих главных козырей – кумиров публики. Некто из динамиков бодро вещал об открытом в Анапе памятнике Белой Шляпе и памятнике Кларе Лучко (уж извините за соседство в одной фразе), а публика с трудом выискивала, на кого бы наставить свои фотоаппараты. Годы безжалостны, люди безвозвратны, новые звезды предпочитают июньский "Кинотавр", поскольку там – рынок профессиональных амбиций и естественная ярмарка тщеславия. В сентябрьской Анапе, увы, пока нет перспектив для кинематографистов (так как фильмы стран СНГ и Балтии не оказываются даже на российском рынке, не то что прочих соседних) – "зато" есть домашнее тепло и надежда, что хотя бы что-то останется, как было.

Увы, она серьезно испытывается первой же мыслью о большой и реальной политике. СНГ как институция совсем ушел на периферию сознания людей, такое положение дел вместе с пресловутым кризисом осиротили традиционный парад делегаций на открытии до такой степени, что лучше бы его и не было вовсе, – флаги висят, и чудесно. Однако вот неожиданный факт: впервые за все годы фестиваль получил приветствие президента РФ (прежде – лишь от премьер-министра), зачитанное руководителем его администрации Сергеем Нарышкиным. Вот российская пресса и гадает теперь – что стоит за этим любезным актом?

Вторым содержательным моментом церемонии открытия стала песня "Лаванда", исполненная в классическом стиле лучшего советского кино "фига в кармане" актерами Ларисой Шахворостовой и Сергеем Маховиковым. Последний после каждого куплета говорил "вах!", интонировал под акцент Мимино, и все вместе – вспомните слова этого любовного шлягера – выглядело как наша солидарность с грузинским народом во время известного политического противостояния и выхода Грузии из СНГ.

Еще на открытии вспомнили о 60-летии фильма "Кубанские казаки" и 35-летии картины "В бой идут одни старики". А также помянули всех очень известных актеров, которые умерли за последний год. Стало совсем грустно; очевидно, писатель и председатель жюри главного конкурса Владимир Маканин проникся общим настроением и в своей речи взял одновременно чеховские и барственные нотки. Ибо говорил о том, что теплое и родное слово "Анапа" напоминает расставание у железнодорожного вагона и странно сочетается с резким, как хлыст, словом "Киношок", "которым хочется пройтись по спине слегка заснувшего кинематографа".

Шок – в самом положительном смысле – случился на следующее же утро, когда показали неигровой фильм Алены Полуниной "Революция, которой не было". Сюжет – запрещенная партия Лимонова в частности и вся коалиция "Другая Россия" в последний год перед выборами президента Медведева, а содержание – "бесы" и "достоевскость" нашей истории и современности.

Полунина дебютировала в 2004-м короткометражкой о тех же лимоновцах "...Да, смерть", показанной многими нашими фестивалями и оказавшейся как бы эскизом к теме. Деньги на "Революцию..." ей удалось получить только от эстонского и финского продюсеров, поэтому картина не считается российской. Хотя абсолютно снимает звучащие много лет претензии зарубежных кинематографистов к русским документалистам, которые не говорят о нашей "горячей" современности. Вот – говорят.

Уже награжденная несколькими мировыми киносмотрами и показанная по ТВ пары-тройки стран, "Революция..." отвергнута Московским МКФ, "Посланием к человеку" и, судя по некоторым сведениям, документальным фестивалем в Екатеринбурге. Все очевидно боятся (лишь "Киношок" смел!) звучащих там лозунгов энбэпэшников, хотя гораздо страшнее зрелище одного попа, смачно выпивающего водочку под портретами вождя народов и говорящего о том, как России нужны Сталин и сталинизм, а также смертная казнь.

Найдены потрясающие главные герои, при которых Лимонов, Каспаров и Касьянов – "на вторых ролях"; в картине прекрасное изображение и звуковой ряд, она имеет понятные символы и культурный код. Художественная выразительность, глубина мысли, авторское бесстрашие (молодой режиссер не побоялась говорить о главном – как не побоялась она, молодая очень красивая женщина, получить дубинкой по голове, снимая известный "Марш несогласных", и от милиции, и просто в толпе)... Полагаю, лучше фильма от российского автора на "Киношоке" не будет.

И уж если толковать о шоке, то позволю себе абзац, который может показаться таковым. Собственно – анекдот в тему, услышанный мной тут же. Коллега из Эстонии рассказал. Умирает старый еврей, завещает сыну три раза жениться. Первый – на еврейке: она родит тебе детей, чем будет выполнен завет от Бога. Второй раз – на русской: только с ней познаешь все взлеты и падения любви. И третий раз – на эстонке. "Почему на эстонке, отец?" – "Потому что они лучше всех ухаживают за могилами".

СССР приказал долго жить. Заветы отцов о долге и любви, о дружбе и добрососедстве, взаимоуважении и понимании никто не отменял. Какие институции в нашем обществе хранят – призваны хранить – лучшее из совместного прошлого? Телеканал "Мир". И фестиваль "Киношок".


Ольга Шервуд



Вернуться к списку