2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяПресс-центрСтатьи
Латыши и русские встречают Новый год одинаково...Нарезают "оливье" и смотрят "Иронию судьбы"

Латыши и русские встречают Новый год одинаково...Нарезают "оливье" и смотрят "Иронию судьбы"

25 Марта 2014

Вчера в Анапе завершился "Киношок" — XXII Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.

Уже в двадцать второй раз не только жюри, кинокритики, артисты кино но и зрители — жители Анапы, для которых, надо сказать, фестиваль уже давно стал любимым и ожидаемым событием, получили возможность увидеть лучшие фильмы, снятые кинематографистами разных стран, когда-то представлявших одну страну, "Киношок" — уникальная площадка и прекрасная возможность для общения кинематографистов постсоветского пространства.

Мы давно уже не вместе, и каждая страна живет своей отдельной жизнью. Тогда, много лет назад, казалось, что все с облегчением разошлись в разные стороны, но чем больше проходит времени, тем сильнее чувствуется, что мы, в общем-то, никуда друг от друга не делись, старые связи остались, а общие воспоминания вызывают ностальгию.

Президент фестиваля Виктор Мережко на открытии кинофорума выразил это общее, нарастающее с каждым годом чувство того, что нам не так уж здорово друг без друга, и более того — мы друг другу нужны. Он сказал, что ему "жаль, что потеряно очень важное, не искусственное понятие братства, и появилось унизительное понятие "мигранты". Мы были коллегами, приезжали друг к другу и работали вместе. Многие шедевры кино были созданы в совместном творчестве. Поэтому именно сегодня особенно важно, что существует фестиваль, объединяющий ближайших соседей. Нашей стране, в которой существует множество разных, непохожих культур, такой фестиваль необходим, — подчеркнул Виктор Мережко. — И если политики наших стран не всегда могут договориться, услышать друг друга, то люди искусства хотят быть вместе, им интересен культурный диалог, они задумывают и, к счастью, довольно часто осуществляют совместные проекты".

Главный приз фестиваля — "Золотая лоза" — получил казахский фильм "Старик", режиссера Ермека Турсунова. Это философский экшен о вечной борьбе человека со стихией, о том, что даже старик может стать супергероем и спасти мир, пусть и небольшой. И еще о том, что даже если ты — герой, и можешь справиться голыми руками со стаей волков, в этом нет победы. Плохие волки и добрые люди бывают только в сказке про красных шапочек, да и там все спорно. В жизни есть люди и есть волки, есть природа и есть человек. Они всегда находятся во взаимодействии, вместе. И нужно учиться жить в гармонии с миром, с теми, кто рядом, и это важнее любой победы. У фильма есть еще один приз — за лучшую мужскую роль, которую получил исполнитель главной роли Ерболат Тугузаков, непрофессиональный актер, который абсолютно профессионально и ярко передал образ сильного и мудрого старика.

Три приза жюри получил фильм эстонского режиссера Харди Вольмера "Живые картинки" — за лучший сценарий и 2 приза за лучшие женские роли. Сценарист Пеэп Педмансон рассказал на примере одного дома и одной семьи в Таллине историю целого века, сложного, кровавого, историю понятную и близкую любому, кто родился и жил в стране, которой больше нет. Фильм получил также приз прессы — журналисты отдали свои голоса за эстонскую кино-сагу, назвав свою награду "За киносеанс длиной в век".

Приз "За смелость гражданской и эстетической позиции" получил киргизский фильм "Страсть" режиссера Темира Биранзарова, снятый в стилистике задумчивого и философски емкого японского кино, с медленным развитием сюжета, с минимальными диалогами, в которых даже страсть пылает ледяным холодным пламенем.

Два приза получил фильм армянского режиссера Марии Саакян "Это не я" — за лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу. Оператор фильма Мко Малхасян создал одновременно жесткую и поэтичную визуальную картину постиндустриального города, хорошо иллюстрирующую бессмысленность и безмолвие реальности, от которого главная героиня пытается спрятаться в виртуальном мире.

Призерами в коротком метре стали три картины. "Почему я тут" молодого российского режиссера Дарьи Сидоровой, показавшей зрителям несколько обычных дней из жизни необычного мальчика, больного аутизмом. Ностальгический латышский фильм "Сделай мне Новый год" режиссера Лиене Линде, в котором каждый год, 31 декабря, обычная латышская семья смотрит "Иронию судьбы" и режет оливье, совершенно не отличаясь в этом от любой обычной российской семьи. Третий призер в этой номинации — киргизский фильм "Чайка" режиссера Елизаветы Стишовой, рассказывающий о старом учителе русского языка в небольшой сельской школе, где дети постепенно забывают русский язык. И чтобы вернуть детям интерес к языку, к литературе, учитель ставит вместе с учениками чеховскую чайку. Но зрителями поставленной пьесы станут лишь два ученика, школьная повариха, а также школьные индюки, поросята и куры... И эта маленькая история, конечно, не только о русской культуре в Киргизии, и даже не о русской культуре в России, это вообще история о современном состоянии культуры.

Кино — очень точное отражение того, что происходит в стране, с людьми, с каждым отдельным человеком. "Киношок" — это не только культурное событие в кинематографическом мире, но и важное социально-политическое явление. И это доказывают фильмы, показанные на конкурсе. Многие работы посвящены теме интеграции — интеграции стран, людей в межкультурном пространстве, в обществе. Кинохудожники изучают такое сложное и часто очень болезненное явление, как "мы и они", т.е. — мы сами, "титульные" и —  они — пришлые, другие, чужие. Как понять и принять "их", как преодолеть взаимное недоверие, как жить, уважая образ жизни друг друга, пытаясь понять космос каждой человеческой души? На эти сакраментальные вопросы и пытается отвечать искусство, в том числе и такая энергичная, сильно воздействующая на человека его стихия, как кино. Античная Синдика — нынешняя Анапа — помогает решать эту тонкую, многосложную задачу...


Екатерина Пименова



Вернуться к списку